Вправе ли родители несовершеннолетних детей не впустить орган опеки в квартиру для проведения проверки?



          В данной статье рассматривается ситуация, при которой в поле зрения органа опеки попадает обычная семья, дети в которой не являются приемными детьми. Проверка органа опеки может быть инициирована заявлением третьих лиц о возможном нарушении прав ребенка, отсутствии заботы/попечения со стороны родителей или создание родителями условий, угрожающих жизни и здоровью ребенка, его нормальному развитию и воспитанию.
          Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334.
          Указанный нормативный акт предусматривает обязанность органа опеки реагировать на подобные заявления и выходить на проверку в семью в течение трех дней. Однако, возникает вопрос, обязаны ли родители впускать орган опеки в квартиру и чем грозит отказ.
          В соответствии со статьями 23 и 25 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.», «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.»
          Статья 12 УПК РФ: «Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса.» (прим. В ч. 5 статьи 165 УПК идет речь об осмотре/обыске/выемки на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения).
          Статья 3 Жилищного кодекса: «Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.»
          Таким образом, если отсутствуют вышеперечисленные основания, Вы праве не впускать орган опеки в свою квартиру даже, если они пришли с полицией.
          Однако, в такой ситуации, Вы должны понимать, что орган опеки связан обязательством провести проверку на основании заявления и вопрос не будет снят с Вашей семьи так легко, а скорее всего обострится и вполне возможно может принять негативное развитие. В этом случае Вы можете пойти навстречу в отношениях с органом опеки, который в своей деятельности руководствуется прежде всего принципом сохранения семьи и будет сотрудничать с Вами до последнего момента, видя Ваше адекватное отношение.
          Поэтому, в случае, если Вы приняли решение добровольно впустить орган опеки в квартиру для проверки и осмотра условий проживания детей, рекомендуем руководствоваться следующими советами:
          - вы вправе попросить сотрудников органа опеки согласовать письменно с Вами такое удобное время. Так же Вы вправе пригласить в указанный день осмотра своих знакомых, соседей, юриста, которые могут выступать как свидетели, в случае, если возникнут проблемы в части законности действий органа опеки;
          - подготовьте помещения и условия проживания к такой проверке, включая свой внешний вид, а так же своих детей, наличие продуктов питания, недоступность опасных предметов и бытовой химии, медикаментов для детей, санитарные условия (санузлов, комнат, постельного белья, одеждаы, посуды) и других условий, которые указаны в приказе Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334, которые будут проверяться органом опеки *** ;
          - проверьте полномочия сотрудника органа опеки перед тем, как впустить его (наличие удостоверения с фотографией), сфотографируйте этот документ или перепишите сведения о нем, впускайте только тех сотрудников, которые имеют при себе удостоверение, а при наличии сомнений свяжитесь с органом опеки по телефону и уточните, действительно ли указанные сотрудник уполномочен оргааном опеки на такое посещение и осмотр;
          - сотрудник органа опеки не вправе без Вашего согласия открывать шкафы, холодильник, двери помещения, поэтому помните, что это под Вашим контролем и Вы вправе запретить какие-либо из действий;
          - проконтролируйте получения Вами копия акта обследования, заверенного руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, он направляется родителям ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования. Акт обследования может быть оспорен родителями ребенка в судебном порядке.
          *** Цитата из приказа Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334:
          6. При проведении обследования выявляются:
          6.1 Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.
          6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
          6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.
          6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
          6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
          6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
          6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
          6.2. Семейное окружение ребенка.
          6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
          6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.
          6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
          6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.
          6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).
          6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
          7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
          8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России, содержащий:
          -оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;
          -выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
          -выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
          -рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.